+7 (495) 660-52-28

Заказ услуг

Форум

Анализ новых редакций перечней ГОСТов к ТР ТС 004/2011

27.12.2016

26.11.2016 г. вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 120 «О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 768» от 25.10.2016 г., которым утверждены новые редакции перечней стандартов к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Актуализированы оба перечня стандартов, необходимых для исполнения требований ТР ТС 004/2011, а именно:

  1. ГОСТы, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение обязательных норм регламента.
  2. ГОСТы, содержащие правила и методы испытаний и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения норм регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

В новые редакции перечней включено значительно больше стандартов: 696 на требования безопасности (было 401) и 809 на испытания (было 411), что должно обеспечить полное соблюдение требований самого регламента. Но на сегодняшний день, столь поспешное вступление в силу решения, только создает ряд существенных трудностей, как для организаций, предоставляющих услуги по оценке соответствия (органов по сертификации и испытательных лабораторий), так и изготовителей/продавцов продукции.

Наши специалисты подготовили анализ основных спорных моментов в новом перечне стандартов, применение которых на добровольной основе позволяет обеспечить соблюдение норм ТР ТС 004/2011:

Нет переходного периода для подготовки к введению в действие новых стандартов

Первое, что необходимо отметить, – это законодательная основа возможности работы по новым стандартам. На момент вступления в силу решения, в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза не было ни одного российского органа и лаборатории, аккредитованных на стандарты, включенные в новые перечни. На практике это условие может быть выполнено только после официального введения этих стандартов, соответственно, без переходного периода невозможно в день вступления в силу решения получить аккредитацию на новые стандарты.

При этом важно понимать, что аккредитация органа по сертификации на стандарты – продолжительный процесс, который среди прочего включает в себя этапы:

  • разработку внутренних процедур системы менеджмента качества и обучение персонала, что занимает не менее 2-3 месяцев подготовительных работ;
  • выполнение административных процедур аккредитации, а именно документарная и выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации, общий срок которых, в соответствии действующим законодательством (федеральный закон № 412-ФЗ от 28.12.2013 г., постановление Правительства РФ № 519 от 05.06.2014 г.), определен в размере 4-5 месяцев.

В итоге получается, что только для аккредитации органа по сертификации на выполнение работ по оценке соответствия на вышеуказанные стандарты требуется не менее 7-8 месяцев. Но на практике и этого недостаточно, так как по нынешним правилам аккредитация органа по сертификации проводится только после заключения договора на выполнение работ по испытаниям продукции с аккредитованной испытательной лабораторией. И тут мы возвращаемся к реестру, в котором такие отсутствуют.

Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод о том, что начинать процедуру аккредитации органа по сертификации возможно только после того, когда соответствующую аккредитацию получат испытательные лаборатории. Увеличение области аккредитации лаборатории занимает не менее 12 месяцев, так как в дополнении к указанным для органа этапов, лаборатории еще необходимо купить и поверить оборудование, а также обучить специалистов работе с ним.

Сложности в сопоставлении норм ТР ТС 004/2011 и новых стандартов

Вновь введенные стандарты, в первую очередь, связанны с оценкой воздействия на человека электромагнитных полей (требования абзацев 5 и 12 статьи 4, статьи 5 ТР ТС 004/2011):

ПЕРЕЧЕНЬ

стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)

GOST_TRTS-004-2011.png

Важно понимать, что опасности, связанные с воздействием на человека электромагнитных полей, являются значимыми и, конечно же, их необходимо учитывать при разработке и выпуске в обращение на рынок низковольтного оборудования, но в имеющемся виде (неоднозначность трактовок регламента, отсутствие достаточной практики применения стандартов и т. д.) нет возможности полноценно пользоваться новыми редакциями перечней ГОСТов.

В качестве примера разберем ГОСТ IEC 62311-2013 (в части требований абзацев 5 и 12 статьи 4, статьи 5 ТР ТС 004/2011).

Воспользуемся определением значения слова «Абзац». По Ефремовой: «Абзац - 1. Отступ вправо в начале первой строки какой-либо части печатного или рукописного текста; красная строка». Пронумеруем абзацы (в ТР ТС 04/2011 нумерации нет):

Статья 4. Требования безопасности

  1. Низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы при применении его по назначению и выполнении требований к монтажу, эксплуатации ТР ТС 004/2011 5 (использованию), хранению, перевозке (транспортированию) и техническому обслуживанию это оборудование обеспечивало:
  2. необходимый уровень защиты от прямого или косвенного воздействия электрического тока;
  3. отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, которые могут привести к появлению опасностей;
  4. необходимый уровень защиты от травм вращающимися и неподвижными частями низковольтного оборудования;
  5. необходимый уровень защиты от опасностей неэлектрического происхождения, возникающих при применении низковольтного оборудования, в том числе вызванных физическими, химическими или биологическими факторами;
  6. необходимый уровень изоляционной защиты;
  7. необходимый уровень механической и коммутационной износостойкости;
  8. необходимый уровень устойчивости к внешним воздействующим факторам, в том числе немеханического характера, при соответствующих климатических условиях внешней среды;
  9. отсутствие недопустимого риска при перегрузках, аварийных режимах и отказах, вызываемых влиянием внешних и внутренних воздействующих факторов;
  10. отсутствие недопустимого риска при подключении и (или) монтаже.
  11. Низковольтное оборудование должно быть разработано и изготовлено таким образом, чтобы оно не являлось источником возникновения пожара в нормальных и аварийных условиях работы.
  12. Потребителю (пользователю) должен быть предоставлен необходимый уровень информации для безопасного применения низковольтного оборудования по назначению.

Обратимся к тексту стандарта

Oblast.jpg

Kriterii.jpg

Kriterii-2.jpg

Из области применения и критериев соответствия (абзац 2) вытекает следующее:

  1. Стандарт распространяется на большинство групп оборудования, подлежащих подтверждению соответствия по ТР ТС 004/2011 (в том числе с частотой 0 Гц!).
  2. Если из характеристик оборудования понятно, что оно не создает рисков от воздействия электрического и магнитного полей «технические решения… не приводят к возможности излучения электрического и магнитного полей…», то «оборудование рассматривают как соответствующее… без дальнейшей оценки соответствия». Для подтверждения нужно быть аккредитованным на этот ГОСТ и лаборатории и органу!

В абзаце 5 статьи 4 ТР ТС 004/2011 требуется наличие «необходимого уровня защиты от опасностей неэлектрического происхождения, возникающих при применении низковольтного оборудования, в том числе вызванных физическими, химическими или биологическими факторами». При этом опасности от воздействия электрического и магнитного полей, на наш взгляд, должны относится к электрическому происхождению и подходить к абзацу 3 этой же статьи регламента: «отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, которые могут привести к появлению опасностей». Несопоставимость элементов регламента и стандартов нового Перечня (столбец 2) может выступать в качестве основания к необязательности применения ГОСТ IEC 62311-2013 в части соблюдений абзаца 5 статьи 4 ТР ТС 004/2011.

Требования абзаца 12 статьи 4 ТР ТС 004/2011. В ГОСТ IEC 62311-2013 они прописаны в пункте 10:

Inform.jpg

При этом в стандарте отсутствуют требования к маркировке и эксплуатационным документам (установлены в статье 5 ТР ТС 004/2011).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно поставить под сомнение то, что применение стандарта ГОСТ IEC 62311-2013 на добровольной основе в полной мере обеспечивает соблюдение требований, указанных в абзацах 5 и 12 статьи 4, статье 5, несмотря на то, что это указано в новом Перечне (столбец 2).

Отметим, что за принятие этого стандарта (в отличие от введения Перечня) Россия не голосовала:

Golosovanie.jpg

Возможность применения новых стандартов из перечня

В этом разделе мы хотим выделить причины, из-за которых не всегда у заявителя при оценке соответствия есть возможность в полной мере обеспечить соблюдение требований регламента, применяя стандарты перечня (требования статей 4 и 5).

Итак, проблема заключается в следующем:

  1.  Сам законодатель (Коллегия Евразийской экономической комиссии) путается, какие именно абзацы ТР ТС 004/2011 «закрывают» те или иные стандарты. Например:
  2. GOST_TRTS-004-2011-2.png

  3. На отдельные группы оборудования, подлежащие оценке соответствия по нормам ТР ТС 004/2011, действуют стандарты из Перечня, которые не могут «закрыть» все требования регламента. Например, речь идет о указании несопоставимых требований и/или отсутствии отдельных требований в стандарте:
  4. GOST_TRTS-004-2011-3.png

Заключение: есть ли решение по столь спорному введению в действие новых стандартов

Возникает вопрос: не лучше ли пытаться подтверждать соответствие продукции ТР ТС 004/2011 без применения на добровольной основе стандартов из Перечня. На наш взгляд – не лучше. В случае неприменения стандартов, включенных в указанный перечень, оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков, что следует из Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014 г. Критерии и процедуры, необходимые для проведения анализа рисков, не прописаны ни в одном нормативном документе ЕАЭС и поэтому любой эксперт будет иметь все основания поставить под сомнение полноту доказательной базы, используемой для анализа рисков. В случае же применения стандартов на добровольной основе из Перечня – ни у кого нет оснований, предъявить претензии по неиспользованию стандартов, не включенных в указанный Перечень (хотя вопрос о полноте обеспечения обязательных требований остается открытым).

Безусловно, сложности возникают в связи с поспешностью введения в действие стандартов и отсутствия официальных разъяснений со стороны Коллегии Евразийской экономической комиссии в части достаточности предыдущей доказательной базы, действий органов и лабораторий в сложившейся ситуации, необходимости и возможности проведения планового/внепланового инспекционных контролей и т. д.

Нововведения также вызывают существенные проблемы у отечественных изготовителей продукции, которые ко вступлению в силу решения оказались совершенно не готовы и сейчас вынуждены срочно менять производственные процессы. При этом новые стандарты являются гармонизированными аналогами европейских директив, которые давно применяются иностранными изготовителями, что дает им существенное конкурентное преимущество на рынке товарооборота.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание то, что с актуализацией Перечня, требования безопасности в самом ТР ТС 004/2011 не изменились и то, что новые стандарты введены в дополнение к стандартам из предыдущей редакции и не отменяют и не заменяют их, видится единственно возможным способом производить продукцию и проводить оценку ее соответствия требованиям ТР ТС 004/2011, применяя на добровольной основе, как нововведенные стандарты, так и только те стандарты, которые уже были включены в Перечне.

Разберем на примере производства и/или подтверждении соответствия бытовых и аналогичных электрических приборов, аудио-, видео- и прочей электронной аппаратуры. По требованиям ТР ТС 004/2011, для обеспечения соответствия продукции заявитель вправе самостоятельно выбирать стандарты, как нововведенные (ГОСТ EN 50445-2013, ГОСТ EN 62233-2013, ГОСТ IEC 62311-2013, ГОСТ IEC 62471-2013, ГОСТ IEC 62479-2013, ГОСТ IEC 62493-2014), так и иные, указанные в новой редакции Перечня, такие как:

GOST_TRTS-004-2011-4.png

Мы считаем, что неиспользование заявителем именно нововведенных стандартов, по крайней мере до появления официальных разъяснений, не может служить основанием для отказа в выдаче сертификата или регистрации декларации, при использовании им других стандартов из Перечня, которые ранее считались достаточными для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011, так как сами требования технического регламента, указанные в статьях 4 и 5, не изменились, несмотря на введение нового Перечня стандартов.




Теги: Оборудование/Техника



Возврат к списку